avangard-pressa.ru

Реферат Индивидупльные особенности человека


Педагогика и психология \
Индивидуальные особенности человека
Характер
 
Содержание

Введение

3

1. Понятие о характере

4

2. Физиологические основы  и формы характера

5

3. Типические  и индивидуальные признаки в характере

6

4. Черты характера
5. Акцентуация форм  характера

7
11

6. Природа и проявления характера и темперамента

14

7. Черты характера, выражающие отношение к труду

15

8. Черты характера, выражающие отношение к самому себе

16

9. Волевые черты характера

17

10. Формирование характера и пути его воспитания

17

Заключение

20

Список использованной  литературы

21


Введение
Слово «характер» общеупотребительно. Когда мы его употреб­им?
Во-первых, когда хотим оценить поведение человека.
Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека об особенностях его поведения, а о  постоянных, привычных для него нормах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным или грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная.
В-третьих, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких нормах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать  характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой хотя это привычная   форма поведения человека).
Итак, речь идет о поведении, притом привычном поведении и. ведении, в котором выражается личность человека. Теперь можно  перейти к раскрытию понятия характер.
Люди по-разному относятся к окружающему миру: к другим людям, коллективу, труду, к самим себе — и этим отличаются  друг от друга. Это отношение выражается в поведении, в поступках  человека. Если определенные отношения к действительности соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а более или менее устойчивы и постоянны, то, значит они стали свойствами его личности.
Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность».
1. Понятие о характере
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к  окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Характер — это отношение, закрепленное в привычных формах ведения. Отмечая, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем систему его отношений к действительности и повременно закрепленный, привычный образ его поведения в определенной ситуации как способ осуществления этих отношений. Например, если мы отмечаем, что чуткость — особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях. 
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик— методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с коллективом и желание рабо­тать для его блага, высокая требовательность к себе, умение критически относиться к своему делу. Уровень способностей свя­зан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.


2. Физиологические основы и  формы  характера
Согласно учению И. П. Павлова привычное поведение человека — это система проч­но закрепившихся ответных реакций человека на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды.
Физиологическая основа характера — сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выра­ботанных в результате индивидуального жизненного опыта, вос­питания.
В этом сплаве системы временных связей играют более важ­ную роль, чем тип нервной системы, так как тип не предопре­деляет ни характера в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общест­венно ценные качества личности. Влияние же типа сказывается в том, что формирование указанных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы, да и проявляются эти системы связей по-разному, в зависимости от типа (например, решительность будет выражена по-разному у безудержного и спокойного типов).
Следует подчеркнуть, что; поскольку вторая сигнальная сис­тема является, как отмечал Павлов, высшим регулятором пове­дения человека, указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, т. е. словесных, раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самопри­казов»).


3. Типические  и индивидуальные признаки в характере
 Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти явля­ются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как лич­ность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобраз­ными (условия жизни и деятельности каждого отдельного че­ловека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). По­этому характер каждого человека определяется как его обще­ственным положением, так и его индивидуальной жизнью.
Наблюдается бесконечное разнообразие индивидуальных ха­рактеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых общественных условиях, имеется много общего. Следовательно, и в характере их есть некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические обстоя­тельства их жизни. Поэтому характер каждого человека пред­ставляет собой единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты ха­рактера, типичные для данной эпохи.
Типичные классовые черты характера представителей капита­листической верхушки — эгоизм: энергия в преследовании корыст­ных интересов, жадность, лицемерие, стяжательство, бессердечие.
У каждого человека в ходе жизни и деятельности формиру­ются и развиваются также индивидуальные черты характера.
Индивидуальные черты характера выражаются прежде всего в своеобразии типичных черт характера. У одного чувство друж­бы и товарищества выражается в том, что человек предъявляет большие требования к другу, суров и взыскателен к нему, не­примирим к его недостаткам; другой проявляет эту черту харак­тера по-иному: он чуток, тактичен, заботлив, внимателен.
В результате неправильной организации жизни и деятельно­сти, отрицательного влияния некоторых людей, ошибок воспита­ния у советского человека иногда могут формироваться и отри­цательные индивидуальные черты характера, которые выправ­ляются под влиянием общественного воздействия, труда в кол­лективе и для коллектива.
4. Черты характера
Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт харак­тера). Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как чер­та характера приобретает качественно различное значение в за­висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель­ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри­тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож­ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.
Черты   характера   принято   делить  на   две   основные   группы.
Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т, е, система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результа­там, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).
Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о силь­ном или слабом характерен. Слабоволие дает отрицательную оцен­ку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.
Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол­лективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм—черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам кол­лектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характе­ра, привязан к коллективу, к своим товарищам. Он охотно по­могает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от по­ступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.
Отрицательная черта характера, противоположная коллекти­визму,— эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботиться о личном благополучии, о собственной выгоде.
Учащиеся с зачатками эгоизма встречаются  иногда   в  нашей школе. Вот Катя С. Она отличается полным равнодушием к лю­дям.   Откровенно   радуется   плохим   отметкам     одноклассников, успехи же  их переживает болезненно.  Пренебрегает интересами класса.   Как   правило,   эгоизм   детей — следствие   неправильного поведения   родителей,   безмерно   балующих   ребенка,   не   отказы­вающих ему ни в чем, не приучающих его к труду. Учитель дол­жен вовремя обратить особенное внимание на таких учащихся и наметить  в  отношении их специальную  воспитательную  работу. С коллективизмом  связана  такая  черта,   как  чуткость — вни­мательное, участливое, бережное отношение к людям, их  чувст­вам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение со­образить, какая именно помощь нужна в том или ином случае. Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисхо­дительностью к человеческим слабостям.  Внимательное и забот­ливое  отношение   к   человеку,   уважение   к   нему   выражается   я стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, от­рицательные   черты.   Поэтому   прямая,   честная   и   справедливая товарищеская   критика   выступает   как   особая     форма   чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.
Отрицательная   черта   характера,   выражающая   недостойное, нечуткое отношение к людям, - грубость - распространенный не­достаток поведения в школьном  возрасте.  Причины возникнове­ния этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки вос­питания:  отсутствие такта  в  отношении взрослых  к  школьнику, особенно подростку, недостаточное уважение его личного достоин­ства, стремление в той или иной форме подавить его самостоя­тельность,   назойливый   контроль   и   мелочная   опека.   Грубостью нередко   реагируют   подростки     на   несправедливое     отношение взрослых.   Учитель   должен   знать,   что   наряду   с  действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи,  когда школьник ошибочно убежден в несправедливом к нему отношении. Иногда   грубость   школьников   объясняется   наличием   у   них неправильных   моральных  суждений.   Некоторые  ребята  считают грубость   и   резкость   признаком     взрослости,     мужественности, прямоты характера. Грубость школьников может быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость может быть также следствием слабости  воли: часто подросток  еще  не умеет   сдерживать   своих   чувств,   порывов,   бывает   склонен   к импульсивности и даже к аффектам.
Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение ~... человека к обществу и другим людям, — честность. Для честного человека   характерна   безупречная   чистота  поступков.   Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно социали­стической   собственности,   которую   советский   человек   оберегает от расхищения и порчи. Честный человек добросовестно выпол­няет свои обязанности, не мирится с формальным и безответ­ственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого чело­века. Он никогда не лжет, не хитрит, не обманывает, не лице­мерит, крепко держит слово, не способен на низость, никогда не вступает в сделку с собственной совестью, не кривит душой. Положительная черта характера, выражающая отношение к людям, — общительность, если, разумеется, она основана на чув­стве коллективизма, а не исходит из корыстных мотивов. Общи­тельные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тяго­стное чувство, находясь вне коллектива.
Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность у школьника имеют различные корни. (Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда""" стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу;


5. Акцентуация форм  характера
 Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и во всяком случае превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьи­руемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая клас­сификационная схема (кроме самого общего отнесения их к од­ному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количест­венной выраженности. Есть люди более или менее подозритель­ные, более или менее щедрые, более или менее честные и от­кровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятель­ствах может привести к патологическим нарушениям и изменени­ям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.
Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наиме­нований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описа­ние акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификаци­онных схем и при этом намеренно избегая прямых аналбгий с психиатрической терминологией («шизоидные» черты, «эпилеп-тоидные» черты и т.п.), ввиду того что рассмотрение акцентуаций характера предполагает привлечение внимания педагога, а не психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневрологии.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации харак­тера: интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстравертный тип — эмоциональ­ная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип — импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Основные особенности неврастенической акцентуации характе­ра подростка — преобладающее дурное самочувствие, раздражи­тельность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощае-мость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиро­творению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности у сензитивных подрост­ков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация - усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их спо­собности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполно­ценность.
Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют симпатию и поддержку собеседника, то за сброшенной маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичева­ния, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы» (А. Личко).
Демонстрационному типу акцентуации характера присущ эго­центризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) — все это определяется стремлением любыми сред­ствами выделиться среди сверстников. Так,

например,

старше­классница Маша  начала получать анонимные письма, содержащие угрозы и грязное поношение. Со слезами она показывала эти письма учителям и подругам, просила помощи и защиты. Рассле­дование вскоре показало, что Маша сама себе писала эти письма и за этот счет привлекала усиленное внимание фактически всей шко­лы к своей персоне, проявляя типично демонстративные черты характера.
При правильно поставленной воспитательной работе возмож­но блокирование проявлений акцентуации характера. Педагоги и родители, зная «точки наименьшего сопротивления» в характере ребенка или подростка, стремятся не допускать, чтобы стрессогенные ситуации болезненно задевали уязвимые места его харак­тера. Так, для сензитивных подростков труднопереносимы подо­зрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в проти­воречие с их самооценкой, которая, как правило, не является завышенной и в общем объективна. Вместе с тем целесообразны воспитательные воздействия, которые привели бы к компенси­рованию робости сензитивных подростков: вовлечение их в об­щественную работу, выдвижение в актив класса, где в совместной деятельности им легче преодолевать обидчивость и застенчивость.
6. Природа и проявления характера и темперамента
Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента на­кладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протека­ния. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуаль­ности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал:
«Повышенная впечатлительность, движение резкие и порывистые, впечатле­ния столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порож­дает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда даю­щееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подоб­ный человек наслаждаться существованием»[1].
Особенности темперамента могут противодейство­вать или способствовать развитию определенных сто­рон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тре­вожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников — усидчивости, у флегматиков — активности.

7. Черты характера, выражающие отношение к труду


Трудолю­бием называют черту характера, выражающую желание трудить­ся. Это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удовольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая лю­бовь к труду сочетается с добросовестностью и аккуратностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом.
 Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек —человек с развитым чувством нового. Он творчески относится к труду, общественной деятельности, стремится найти более совер­шенные, более производительные методы работы, что и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников.
Противоположные инициативности черты характера — кос­ность, консерватизм — выражаются в отрицательном отношении к новому, передовому, в склонности к рутине, слепом отношении к традициям.
В процессе труда развивается и такая ценная черта характе­ра, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Уважая труд, человек начинает бережно относиться к тому, что создано умом и руками человека, стремится избежать излишнего, нера­ционального расходования материалов, орудий и продуктов труда. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищ­нического отношения к материальным ценностям, так и от ску­пости и скаредности.
8. Черты характера, выражающие отношение к самому себе
Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств: Он убежден, что и окружающие его люди наделены достоинствами, быть может, даже в большей степени, чем он сам. Скромность — это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи. Скромность тесно связана с самокритичностью, т. е. требова­тельностью к себе, умением трезво оценивать свою работу, ви­деть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокри­тичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.
Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели.  Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Само­уважение не имеет, однако, ничего общего с зазнайством, занос­чивостью, высокомерием — неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.
Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоян­ного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.

9. Волевые черты характера


 Волевые черты характера выра­жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.,
Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и на­стойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.
К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.

10. Формирование характера и пути его воспитания


Характер формируется, развивается и изме­няется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И. М. Сеченов утверждал, что в харак­тере   человека   лишь   1/1000   зависит     от   природы     человека   и 999/1000 — от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании    характера, да и сам И. М. Сеченов, видимо, не придавал именно этим  цифрам  особого значения.  Но  он   абсолютно  прав  в  том,  что социальные факторы в формировании характера играют неизмеримо более важную роль, чем биологические.   Формирование характера начинается с раннего детства. Уже  в дошкольном  возрасте обрисовываются первые контуры  характера, начинает складываться привычный образ поведения, опреде­ленные   отношения   к   действительности.    Черты   коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ­ной   дошкольнику   трудовой   деятельности.   Выполняя   некоторые несложные обязанности,  ребенок  приучается уважать  и  любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного  примера у  ребенка  постепенно    складываются    понятия о том,  что  можно  и  чего нельзя,  и это  начинает определять  его; поведение,  закладывает основы  чувства  долга,  дисциплины.     С поступлением  в школу начинается новый этап формирова­ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных   обязанностей,   определяющих    все     его   поведение   в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают  у  школьника  организованность,  систематичность,  це­леустремленность,   настойчивость,   аккуратность,   дисциплиниро­ванность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формиро­вании характера играет школьный коллектив. В  школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарища­ми. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом   класса,   школы,   чувство   товарищества,   коллекти­визм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост­ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен­ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство­ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд учащихся в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных комбинатах, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ­ленности и воли личности.


Заключение
Ха­рактер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т.д.). В зависимости от того, как осу­ществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном слу­чае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае - скрытность, лживость, трусость, кон­формность, слабохарактерность. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности разви­тия и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способ­ствует оптимальной интеграции личности в группе.
Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Так лицо, которое распределяет ту или иную работу (руководитель, педагог и т.п.) учитывает не только их знания и умения, но и характер. Один, например, упорен и трудолюбив, но несколько медлителен и чрезмерно осторожен. Другой горяч, близко к сердцу принимает интересы дела, но нетерпим к мнениям, хотя бы немногим отличающимся от его собственного, и поэтому может быть излишне резок и даже груб. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педа­гог стремится развить и упрочить их, а отрицательные — ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально зна­чимыми качествами;

 Список использованной  литературы


1. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 2006
2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2006.
3. Мухина В.С., Петровский А.В. Структура сознания и бессознательное в психике человека Москва «Академия» 2005
4. Петровский А.В. Введение в психологию Москва «Академия» 2005
5. Симонов П. В., Ершов П. М. Междисциплинарные понятия психологии изд. М., "Наука", 2004.


[1] Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. - М.: 1959. - Т. 6. - С. 220-221.